Сперва предлагаю уяснить, что стратегический маркетинг — это не классический маркетинг. Ведь в ином случае, зачем здесь приставка «стратегический»?
Стратегический маркетинг — это, в первую очередь, планирование будущих активностей направленных на привлечение новых клиентов.
Во вторую очередь, это планирование бюджетов, KPI, постановка целей, распределение расходов и многое другое.
Сразу скажу, в конце статьи я подготовил мини чеклист, который позволит всегда возвратиться и «прочекинить» свою стратегию маркетинга, но сперва предлагаю ознакомиться с теорией и понятийным аппаратом.
Цель стратегического маркетинга в бизнесе
Мы в RetsCorp выделяем несколько основных целей стратегического маркетинга:
Важно понимать, что мы ставим цели, которые прямым образом влияют на активности маркетинга. Хотя, в нынешних реалиях отдел маркетинга может заниматься чем угодно и брать на себя функции отдела закупок, сбыта и, даже, на моей практике встречался отдел маркетинга, который занимался входящими продажами.
Какие ключевые маркетинговые показатели и цели мы выделяем:
На первом этапе мы поставили цели нашего стратегического маркетинга, а дальше по логике вещей, мы должны подобрать конкретные активности. Нужно понять, что конкретно нам необходимо сделать, чтобы достичь поставленных целей, какие каналы для коммуникации с клиентом использовать и так далее.
Вот несколько примеров «Цель=>Действие» из практики RetsCorp:
Цель: Увеличить конверсию в интернет-магазине
Действие: Провести ряд a/b тестов на сайте, изменить шапку сайта, поменять подложку и сменить цвета кнопок
Цель: Собрать свежую подписную базу на новый софт
Действие: Создать посадочную страницу и пустить трафик из контекстной рекламы и соцсетей.
Вариантов, как Вы понимаете, множество.
Когда мы определились с тем, что необходимо сделать — нужно выделить для этого бюджет и найти исполнителей.
На что важно обратить внимание:
У нас в RetsCorp есть два типа планирования бюджетов и целей:
А) Снизу
Это когда мы понимаем, что у нас выделена конкретная сумма (скажем, 800$) на маркетинг, и нужно «плясать» исходя из этого лимита
Б) Сверху
Мы определяем, сколько нам необходимо потратить для достижения результата и находим необходимую сумму
В Интернете очень легко потратить деньги впустую. У нас бывало, что мы забывали вовремя отжать кнопку и случайно тратили по 100-200$. Более того, есть боты, которые «скликивают» рекламу, не каждый может контролировать процесс продвижения онлайн, сотрудники/подрядчики часто ведут себя безответственно и халатно…
В итоге порядка 20-30 процентов бюджета может просто улетучиться.
Поэтому важно расставить точки контроля.
Задайтесь вопросами:
На основе своей консалтинговой практики могу сказать, что если Вы абстрактно скажете штату, что нужно больше продавать, то результата не будет. Это должно выглядеть примерно так: «Сергей, ты должен больше продавать, и за это получишь «плюшку». Не справишься — получишь минус». Метод кнута и пряника работает лучше всего.
Всегда держите в голове цель, которая перед Вами стоит. У нас всегда есть соблазн «схватиться» за что-то новенькое, нецелевое. Руководители меня поймут. Креативность — это полезно, но направляйте свои силы и ресурсы на достижение результата, а не кидайтесь создавать непонятные сайты, самописные CRM и так далее. Не забывайте о том, что стратегический маркетинг направлен на конкретный результат, который был запланирован ранее.
Как я говорил, интернет-маркетинг и маркетинг в целом, может сыграть с Вами злую шутку, если пустить это на самотек. Поэтому мы так много времени уделяем отчетностям, планированию и т.д.
Задайте себе парочку вопросов:
Все эти вопросы помогут направить Вас на чистый и безошибочный путь достижения маркетинговых целей.
В завершении хочу сказать, что концепция стратегического маркетинга — это система взаимодействий, а не просто очередное маркетинговое планирование.
Оценок: 589 (средняя 5 из 5)
Концепция стратегического маркетинга. Что это и какие цели стоит преследовать? {descr}